Православие. Культура. Образование. |
![]() |
![]() |
![]() |
Добавил(а) Administrator |
08.12.11 20:46 |
2 декабря в Чайковском государственном институте физической культуры провёл работу фестиваль «Духовность, нравственность и религия в современном обществе». Фестиваль проводился в рамках VII краевых Православных образовательных Феофановских чтений по благословлению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия. Фестиваль в свою программу включал научно-практическую конференцию, работу Круглого стола и педагогической мастерской, конкурс знатоков религии, конкурс рисунков «Моя родина – Россия», тематический показ фильма «Планета Православия» и работу выставки «Иконы Русской Православной Церкви». Программа фестиваля была направлена на решение актуальных вопросов, связанных с воспитанием подрастающего поколения, преобразованием российского образования - формированием у молодёжи духовной культуры, национальной гордости и любви к Родине. Фестиваль проходил в рамках проекта «Учение – СВЕТ!» - победителя всероссийского конкурса «Православная инициатива», который проводится в Российской Федерации уже на протяжении 6 лет и поддерживается президентом России. Главная цель конкурса – через адресную поддержку гражданских инициатив перейти к масштабному сетевому сотрудничеству между православной общественностью, Церковью, предпринимательством и государством. Проект «Учение – СВЕТ!» разработан Чайковским институтом физической культуры при содействии Благочиния храмов Чайковского округа, Комитета по культуре, искусству и молодёжной политике администрации Чайковского городского поселения, Управления общего и профессионального образования ЧМР. Работа фестиваля началась с пленарного заседания межрегиональной научно-практической конференции «Православие. Культура. Образование», на котором с приветственным словом выступили представители ректората института, духовенства районных и городских властей. Почётными гостями фестиваля стали протоиерей Александр Альтмарк – руководитель отдела религиозного образования и катехизации Пермской Епархии, Пётр Николаевич Агафонов – преподаватель Пермской Духовной семинарии и кафедры теологии ПГУ и Елена Егоровна Омелина - заместитель главы администрации по социальным вопросам Чернушинского района. Православная культура – это глубокая работа над собой. Основываясь на опыте многолетней педагогической работы, отец Александр Альтмарк поделился размышлениями о духовно-нравственном воспитании современных детей. Он указал, что пока современное образование ориентируется на рыночную категорию: на успешность, на рейтинг, на карьерный рост; пока школьников и студентов называют «бизнес-единицами», а людьми движет глубочайшая внутренняя корысть, нам не удастся воспитать нравственных и духовно-гармоничных людей. По словам отца Александра, ориентируя детей только на социальный успех (как я выгляжу в обществе, каковы мои карьерные достижения), педагоги калечат душу ребёнка тщеславием – самым страшным душевным пороком. «Если ребёнок начинает думать о том, что он – лучший, и обижаться на то, что его не оценили, его способности и интеллект - уже ни кому не нужны. Такой человек в дальнейшем всё будет использовать только для себя», - предупреждал о последствиях «коммерческого» воспитания отец Александр. Отец Александр Альтмарк старался донести до учителей: «Если на любом уроке, будь то физкультура, математика, география, не решается нравственная задача, можно считать, что урок не состоялся и ничему ребёнка не научил». Обсуждение наболевшей темы продолжалось и за «Круглым столом». Педагоги, представители власти, священнослужители делились мнениями о решении нравственных задач современного образования. Работа «Круглого стола» показала, с какими проблемами сталкиваются современные педагоги, готовясь к преподаванию «Основ православной культуры». По словам учителей, даже по предлагаемым учебникам вести новый предмет очень сложно, потому что сами педагоги не только не понимают православную точку зрения, но и не видят нравственных ориентиров, на которые следует равняться в воспитании детей. Как пояснил отец Александр Альтмарк, чтобы образование служило на благо, прежде всего, нужно вернуться к Отечеству, то есть, к семейным традициям, возродить и упорядочить духовные ценности семьи. «С кем приходится сегодня бороться? С родителями. За кого? За детей. Ребёнку, который внутренне свободен, и воспринимает мир целостным и неразделённым, с начальных классов задаётся вопрос: «Кем ты будешь?» и навязываются ценности материального, потребительского мира. Единственный вопрос, который мы имеем право задать ребёнку: «Каким ты будешь отцом, или, какой ты будешь мамой?», - наставлял присутствующих отец Александр, призывая вернуться к основам духовного воспитания и больше обращаться к мудрости русских народных сказок. Беда в том, что и сами учителя, являясь родителями, порой не могут создать благоприятный духовный климат в своей семье. Почему? Потому что, придерживаясь привычной формы существования, боясь внешних и внутренних изменений, они не стремятся к развитию своей души. «Особенно трудно меняться заслуженным учителям. Им так нравится, что они заслуженные, что они не хотят выбираться из своей колеи», - объяснял причину нежелания педагогов разбираться в сложностях «христианской науки» отец Александр. С чего надо начинать преобразования в детских садах, школах и институтах? Прежде всего, с работы над собой каждого из учителей. «Чтобы взяться за преподавание «Основ православной культуры», надо сначала разобраться в себе, надо измениться самому, - объяснял отец Александр. - Православная культура – это не рассказ о храмостроении, иконописи и богослужении. Это принесение детям той культуры, которую человек культивирует в себе. Православная культура – это не костюм, это способность всегда помнить, что, если я держу внутри обиду, если я кого-то осуждаю, то я никакую правду в жизни не утверждаю». О положительном опыте сотрудничества администрации и Благочиния города Чернушки рассказала Елена Егоровна Омелина – заместитель главы администрации Чернушинского района. По словам Елены Егоровны, в Чернушке создана рабочая группа, которая серьёзно занимается реализацией программы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. На территории района вот уже в течение нескольких лет проводятся пасхально-образовательные и рождественские чтения. «Пасха красная» стала краевым фестивалем. А общеобразовательная школа № 9 получила статус кадетской школы, обучение в которой строится, в первую очередь, на православном вероучении. «Сегодня мы пытаемся пояснить чиновникам маленьким и большим, директорам и завучам школ, что без Православия и культуры, без воцерковления людей нам не достичь духовного здоровья и душевного равновесия», - подтверждала Елена Егоровна важность объединения государственных и церковных структур. Окно в духовный мир - икона. Работа научно-практической конференции проходила одновременно по нескольким направлениям. Параллельно с работой секций, где поднимались вопросы формирования основ Православной культуры в дошкольном образовании, и говорилось о взаимосвязи современного образования и Православных ценностей, работала педагогическая мастерская «Искусство писания икон». Руководила мастерской старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук Наталья Владимировна Батакова. Вместе с Натальей Владимировной учащиеся школ города заглянули в прекрасный мир древнего искусства, в мир русской иконописи – одного из самых уникальных и почитаемых, высоко ценимых жанров живописи во всём мире. Из увлекательного рассказа педагога ребята узнали о том, что такое икона, какие люди на Руси занимались иконописью, о таинстве изготовления икон и, какое значение имеет тот или иной цвет в православной палитре. «Создание икон – особое таинство, которым мог овладеть только настоящий мастер, имеющий особый художественный дар от Бога и стремящийся к нравственному совершенствованию, - вела проникновенный разговор с учениками преподаватель института, - Требования к себе у иконописца были особенно строги. Накануне работы над иконой иконописец постился, ходил в баню, облачался в белую рубаху и возносил молитву к Богу. Мастера мечтали написать такие иконы, которые бы могли остановить людей в ярости, давали возможность подумать и почувствовать, как прекрасен мир, как важен человек и его жизнь. Своим искусством древнерусские мастера призывали к согласию и миру». Прекрасным дополнением к педагогической мастерской стала выставка старинных, датированных, в основном, 18 веком, рукописных икон Русской Православной Церкви, организованная для фестиваля чайковским духовенством.
Выставка впечатляла. С потемневших от времени, кое-где потрескавшихся деревянных полотен смотрели лики святых, Иисуса Христа и Девы Марии, завораживая загадочной красотой и таинственной глубиной. Православным реликвиям - по 300 лет, и они несут в себе веками накопленную молитвенную силу. Рядом с иконами - хранительницами мудрости веков яркими всплесками радости и чистоты лучились работы детей, наполненные мечтой о новой России. Вместе с рисунками учащихся воскресных школ Чайковского Благочиния и участников конкурса «Моя Родина – Россия», украшающих фойе, они дарили участникам фестиваля мир и красоту, добро и вдохновение, призывая взрослых: учёных мужей и заслуженных педагогов чаще смотреть на мир глазами ребёнка. Тема прошедшего фестиваля очень актуальна. В настоящее время духовность – не роскошь, а вопрос выживания: быть Российскому государству или не быть. Духовное воспитание в России на протяжении столетий было делом Православной Церкви. И современная Россия остро ощущает потребность в культуре, оставленной нам в наследство трудами святых отцов. Мы имеем богатое наследие, богатую традицию. И решение проблемы духовно-нравственного воспитания в современном образовании неизбежно связывается с необходимостью включения Православной культуры в воспитательный процесс. Елена Владимирова. |
Последнее обновление 08.12.11 21:06 |