Вкус Великого поста. |
Добавил(а) Administrator |
12.04.17 19:14 |
Традиции Православной Церкви донесли до нашего времени обычай в некоторые постные дни готовить особые кушанья, имеющие связь с тем или иным событием. Например, коливо, которое освящается и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память о святом мученике Феодоре Тироне. Святой явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию в начале Великого поста в 362 году и предупредил его об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. В Чайковском благочинии коливо в дни Великого поста готовится ежегодно. Для того, чтобы это традиционное постное блюдо умели готовить не только священнослужители, но и прихожане, накануне Благовещения в Свято-Троицком храме был организован мастер-класс по его изготовлению.
Коливо - символ Царства Небесного.
Традиция вкушать коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» переводится как «варёная пшеница». Зёрна пшеницы — основной ингредиент блюда. Однако в настоящее время вместо пшеницы часто используется рис. Чтобы блюдо было и полезным, и вкусным, и красивым, в него добавляют различные сухофрукты, ягоды, орехи и украшают цветным сахаром. Зёрна в коливе символизируют Воскресение, возрождение и обновление, а сахар и сладкие фрукты - блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном. Украшение колива — отдельная история. В греческой традиции принято украшать кушанье изображениями икон или каких-либо событий, в традициях Русской Церкви блюдо оформлять художественно не обязательно - достаточно изображение креста. Коливо у греков – очень популярное блюдо. Они готовят его на любой праздник, поэтому в искусстве его приготовления значительно преуспели. И в Греции, и на Святой Горе Афон оформление, равно как и приготовление традиционного кушанья, возведено в ранг искусства, в котором переплетаются и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Трудясь над коливом, греки создают настоящие картины-шедевры. Сахарные иконы. В Чайковском благочинии коливо в течение нескольких лет украшалось только крестом, но, по примеру греческой традиции, приготовление кушанья решили усложнить - украсить изображением иконы. Первый опыт преображения традиционного блюда Великого поста пришёлся на Фёдора Тирона, второй - на Григория Паламу, третий – на Благовещение. Приготовление колива с изображением иконы Благовещения состоялось как мастер-класс. На занятие к священнику Роману Лесникову – инициатору нового способа приготовления колива были приглашены все, кто желает постичь азы кулинарно-художественного искусства. Желающих оказалось около десяти человек. Сначала обучаемые узнали, как готовится самый главный ингредиент блюда – пшеница. «Пшеницу надо перебрать, промыть и сварить, после чего выложить на полотенце и просушить, чтобы она была рассыпчатой и сухой, - рассказывал отец Роман об особенностях работы с зерновой культурой, - Когда работаешь с пшеницей - моешь её, чистишь, варишь, перебираешь, создаётся ощущение изобилия. У нас - европейцев заложено в подсознании, что пшеница – это богатство». Для изготовления Благовещенского колива, кроме пшеницы, были взяты финики, курага, изюм, чернослив, зёрна граната, миндаль, кедровые орехи, обжаренная мука, необходимая для защитного слоя, чтобы сахар не растворился в блюде, и несколько пакетиков разноцветного сахара, покрашенного заранее пищевыми красителями. «Ингредиенты для колива берутся по возможности и по желанию, - уточнил отец Роман, - Блюдо несложное в приготовлении: его можно приготовить из тех продуктов, которые есть в доме». Все продукты, припасённые для колива, смешали в одном тазу, после чего ровным слоем выложили на два подноса - изображение иконы Благовещения разделили на две части. На первом подносе «вырисовывалась» Богородица, на втором – Архангел Гавриил. Засыпав мукой и белым сахаром пшенично-фруктовую основу, приступили к прорисовке контуров иконы и заполнению пространств разноцветным сахаром. Ориентировались на эскиз, выполненный на бумажном листе. Яркость и чёткость изображению добавили с помощью зёрен граната, кокосовой стружки, орехов и мака. Сахарная икона рождалась в сопровождении молитвенного песнопения. «Богородице Дево радуйся...», - пел стройный девичий хор, где главной партией выделялся голос священника. «Мотив иконы мы постарались передать, насколько смогли, - подытожил отец Роман, когда блюдо было готово, и все восхищались его красотой, - Как в Царстве Небесном пребывает сладость, так и коливо насыщенно сладостями. Как коливо собрано по зёрнышку, так и мы будем собраны в Царстве Небесном – все разные, но, тем не менее, вместе… Мы желаем, чтобы наша жизнь была чистой и сладкой, как это постное блюдо». Елена Владимирова. |
Последнее обновление 18.04.17 09:24 |