Необходимость крещения для спасения, Печать
Добавил(а) Administrator   
21.03.15 22:00
Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость таинства крещения для спасения. Когда Никодим выразил недоумение, "как может человек родиться, будучи стар", то Спаситель ответил, что новое рождение будет совершаться водой и Духом: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 5-6).

Св. Иоанн Златоуст, объясняя эти слова Спасителя, говорит:

«Вот что этим Он дает разуметь: ты считаешь это невозможным; а Я говорю, что это очень возможно, даже и необходимо, и иначе спастись невозможно. …рождение от Духа, удобно отверзает нам небесные врата. Слышите вы все, чуждые просвещения: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в царствие небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, - еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака.  "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие".

Св. Кирилл Иерусалимский пишет:

"Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в царство небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!"

Об этом свидетельствует апостол Павел:

Он [Бог] спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения [так называли апостолы и святые отцы Крещение] и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни (Тит. 3, 5-7).

Преп. Симеон Новый Богослов:

«Мы исповедуем, что невозможно спастись никому, кто не крестится водою и Духом».

Св. Василий Великий:

"Почему мы христиане? Всякий скажет: по вере. А каким образом спасаемся? Таким, что возрождаемся, именно благодатью, подаваемой в Крещении. Ибо чем спастись?"

Святитель Григорий Богослов рассказывает, что, когда  во время путешествия из Адександрии в Афины корабль, на котором он плыл, попал в сильную бурю и всем угрожала гибель, он больше всего скорбел о том, что не успел принять святого крещения.

Он пишет:
"Когда же боялись смерти обыкновенной; для меня еще ужаснее была смерть внутренняя. Негостеприимно убийственные воды лишали меня вод очистительных, которые соединили бы меня с Богом. Об этом проливал я слезы; в этом состояло мое несчастье; об этом я, несчастный, простирая руки, возносил вопли, которые заглушали сильный шум волн, терзал свою одежду и, ниц распростершись, лежал подавленный горестью. Все плывшие на корабле, забыв о собственном бедствии и, в общем несчастии став благочестивыми, со мной соединяли молитвенные вопли. Столько были они сострадательны к моим мучениям!"

Спутники св. Григория Богослова, которым угрожала близкая гибель, понимали, что над ним нависла куда более страшная опасность, - опасность, которая несравненно хуже телесной смерти, - разлучение с Богом, или, по его словам: «немалая опасность, если умрешь, родившись для одного тления, и не облекшись в нетление", - и скорбели о нём больше, чем о самих себе.

Об участи некрещеных младенцев учитель Церкви св. Григорий Богослов говорит:

"Они не будут у Праведного Судьи ни прославлены, ни наказаны. Ибо всякий недостойный наказаний достоин и чести. Равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания".

Ветхозаветных праведников из ада вывел Сам Христос накануне Своего Воскресения:

"Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых" (Толедский Собор 625г. см. Bruns H.D.Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin,1839. T.1.P. 221).

Свмч. Ириней Лионский свидетельствует об освобождении Христом уповавших на Него праведников:

"Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым так же как нам, отпустил грехи, которых мы не должны вменять им, если мы не презираем благодати Божией".

Св. Кирилл Иерусалимский:

«Он сошел в преисподнюю, чтобы и оттуда освободить праведных».
«Сбежались святые пророки и Моисей законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил и Исаия, и креститель Иоанн… Искуплены все праведные, которых поглотила смерть. Ибо подобало проповеданному Царю стать искупителем добрых проповедников. Тогда каждый из праведников сказал: “Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало? Ибо Победитель искупил нас”».

Остаётся ещё вопрос о том, был ли крещён благоразумный разбойник, которому Сам Иисус Христос обетовал: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 43, 23).

Преп. Ефрем Сирин пишет:

"Так как Иудеи избрали разбойника и отринули Христа, то Бог избрал разбойника и отринул их. Но где же то (сказанное): "если кто не примет плоти Моей, не имеет жизни" (ср.: Ин. 6, 53)? Слово апостола: "все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились" (Рим. 6, 3), – объясняет, что разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа. "Со Мною, – говорит, – будешь в раю желания".

Св. Иоанн Златоуст также говорит, что разбойник крещен  Самим Господом из Его раны Господа:

"Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь  ли  ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп  крестил  во время пути, Павел - в узах; Христос  крестил   разбойника  на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая. Итак, ничто не омрачает моей радости и восхищения при возвращении к вам".

"Разбойнику  было обещано Спасителем спасение; между тем  ему  времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5), Не было ни случая, ни возможности, не было для  разбойника  и времени креститься, потому что  он  висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения.

Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было  ему  очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил  ребро   Господа  и из  него  истекла  кровь  и вода;  из   ребра   Его , говорит евангелист, "тотчас истекла  кровь  и вода" (Ин. 19, 34), в подтверждение истинности  Его  смерти и в прообразование таинств.

И вышла  кровь  и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело  разбойника ; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но  из   ребра   кровь  и вода вышли с шумом, так что брызнули на  разбойника  и этим окроплением  он  был  крещен , как говорит и апостол: мы приступили к "к горе Сиону и к  Крови  кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12, 22,24)".

Св. Димитрий Ростовский в слове на Богоявление Господне говорит о благоразумном  разбойнике:

"Откуда же  были  призваны эти духовные птенцы к зерну любви? Не от воды ли крещения, в которой они в смерть его крестились? Послушаем святого  Анастасия Синаита, который о благоразумном  разбойнике , для коего вода истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: "к оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц святой  разбойник , воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем — Христом".