26 ноября 2010г. Печать
Добавил(а) Administrator   
28.11.10 21:09

Формирование основ нравственности в системе образования.

DSC_0450

         26-го ноября в институте физкультуры состоялась межрегиональная, межвузовская научно-практическая конференция «Формирование основ нравственности в системе образования», проводимая в рамках VI краевых Православных образовательных Феофановских чтений по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия митрополита Пермского и Соликамского. Представители духовенства Чайковского благочиния совместно с преподавателями вузов, учителями школ, воспитателями дошкольных учреждений, студентами и школьниками обсуждали вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения через органичное взаимодействие Церкви и системы образования.

          Конференция провела работу в Чайковском уже во второй раз. И снова актовый зал института физкультуры, где проходило заседание, был заполнен молодёжью. Это говорит о том, что интерес к духовной составляющей российского образования среди студентов – будущих педагогов набирает силу, и тема нравственного воспитания, которую проповедует Русская Православная Церковь, вызывает у молодого поколения множество вопросов. Что такое – православная вера и религиозность? Что мы называем православными духовными ценностями? Насколько необходимо религиозное воспитание и духовное просвещение в современной школе? Эти и многие другие вопросы живо и интересно обсуждались участниками конференции в диалоге со священнослужителями Чайковского благочиния.

Перед началом конференции благочинный храмов Чайковского округа священник Георгий Машлякевич обратился с приветственным  словом к участникам заседания. По церковной традиции любое начинание благословляется молитвой, и вокальный ансамбль «Отрада» молитвенным песнопением вдохновил участников конференции на благое дело. На заданной волне перед аудиторией выступили представители администрации, отдела культуры, руководители и преподаватели института. Священник Иоанн Зылёв озвучил проблемы воспитания современной молодёжи и способы корректировки образовательного процесса средствами православной религии и культуры.

           Не секрет, что современная система образования не соответствует потребностям гармонично развивающегося человека. Чему учит детей школа? К чему готовят студентов вузы? К сожалению, школьное образование заполняет головы учеников некими абстрактными знаниями, которые впоследствии им становятся не нужны. Высшие учебные заведения готовят специалистов и профессионалов, мало заботясь о том, как человек будет жить среди людей.

           Сегодня иметь высшее образование престижно, а лучше - два или - три. Но возникает вопрос: многие ли идут работать соответственно полученному диплому? И почему среди выпускников вузов, среди умнейших, образованных специалистов так мало счастливых и удачливых в семейной и личной жизни людей?

Приходится признать, в XXI веке в жизни нашего народа образовался духовный и нравственный вакуум, который заполнил сознание нового поколения россиян. Молодым людям присущи такие негативные явления, как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению, стремление к наживе, утрата чувства ответственности и долга перед родителями, семьёй, обществом, Отечеством. Кто виноват? Родители, отгородившиеся от детей экономическими трудностями, не сумевшие им дать любви и должного воспитания. Духовно безграмотные педагоги, находящиеся в условиях постоянных непродуманных экспериментов в школе. Выход из положения? Он возможен. И предлагает его русская Православная Церковь, религиозное воспитание которой основано на вечных Божественных принципах. Православная религия, благодаря своей неизменной морали, способна противостоять духовной коррозии, поразившей наше общество. Религиозное воспитание, определяющее духовное развитие души, способно внести гармонию в нашу жизнь.

Уроки духовности.

После пленарного заседания участники конференции разделились на четыре секции, работа каждой из которых была посвящена отдельной теме. Первая секция обсуждала вопросы формирования основ нравственности в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Вторая занималась историей Православия. Третья поднимала проблемы формирования нравственности в современном обществе. Четвёртая беседовала о культурологических аспектах современного нравственного воспитания.

В каждой аудитории шёл оживлённый разговор с комментариями, спорами, доводами и личным отношением к проблеме. Преподаватели отмечали высокий уровень подготовки студентов и творческий подход к выбранной теме доклада.

Работой третьей секции руководила Ольга Николаевна Бацина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры института физкультуры. Она охарактеризовала работу своей группы как чрезвычайно интересный, насыщенный, познавательный диалог, который состоялся между преподавателями, студентами и священником Игорем Кузнецовым. В результате диалога со священником студенты узнали для себя много нового и полезного. Отец Игорь рассмотрел проблему воздействия сект на личность ребёнка и рассказал студентам, как распознать сектантов и уберечься от пагубного влияния сект.  

В работе четвёртой секции наравне с педагогами и студентами принимали участие учащиеся школ.  

Работа секций показала насколько сегодня необходимо афишировать подлинное значение православия, деяния которого направлены на усиление могущества нашего народа и формирование духовно гармоничной личности русского человека.

Темы студенческих докладов сводились к мнению о необходимости становления православия на территории России и введении православной культуры в процесс воспитания подрастающего поколения.

По итогам был издан сборник, в который вошли все статьи и доклады конференции.

Выставка предметов богослужения Православного храма.

В рамках работы конференции Чайковское благочиние совместно с руководителями института физкультуры организовало выставку основных предметов,  используемых священнослужителями во время церковных богослужений, чтобы студенты могли поближе познакомиться с церковной утварью и символикой Православного храма.   

По словам экскурсоводов, наибольший интерес у посетителей выставки вызывали старинные печатные издания богослужебных книг, датированных 18 веком, и предметы, которые прихожане во время церковной службы не видят. Это - дарохранительница, символизирующая маленькую церковь, в которой хранится Тело и Кровь Иисуса Христа. Она вместе с дискосом, звездицей, лжицей и копием – предметами, к которым не позволяется прикасаться никому кроме епископов, священников и дьяконов, находится в алтаре за Царскими вратами и иконостасом.

Всякий, кто побывал на выставке, непременно обращал внимание на красоту и торжественность расшитых золотом, разноцветных облачений священнослужителей,  цветовая гамма которых вызывала у студентов множество вопросов.  

Любознательные студенты надолго задерживались и возле венцов – головных уборов, возлагаемых на жениха и невесту во время венчания. Молодым людям так и хотелось примерить роскошные короны, которые царственно возвышаются над головами новобрачных во время Таинства их духовного соединения.

Словом, цель организаторов выставки была достигнута. Студенты и педагоги, отчасти знакомые с церковной символикой, получили возможность узнать и понять, что каждый церковный предмет наделён духовным смыслом, а каждое церковное Таинство имеет своё высокое предназначение.

Работу выставки предметов богослужения гармонично дополняла выставка рисунков учащихся Чайковской общегородской Воскресной православной школы, расположившаяся в холле актового зала, где проходила торжественная часть конференции. Живописные работы детей от 3 до 13 лет кружка изобразительного искусства  «Радуга детства», дарили радость и вдохновение участникам конференции. Изображения ангелов, храмов, икон, православных торжеств и красоты Божьего мира отображали чистоту открытой детской души, распространяя вокруг себя умиротворяющее свечение.

Монах – это сила или слабость духа?

Особой изюминкой конференции стала работа педагогической мастерской, где рассматривалось такое непонятное для современной молодёжи явление, как монашество. Руководитель мастерской - Наталья Владимировна Батакова - старший преподаватель кафедры философии института физкультуры в увлекательной форме проводила дискуссию, которая побуждала студентов к активному размышлению.

Что такое «монашество»? Нужны ли сегодня монастыри? Почему в настоящее время люди уходят в монастырь? На эти и другие непростые вопросы студенты искали ответы, задумываясь о смысле жизни, постигая суть духовного сознания монаха.

В ходе размышлений студенты пришли к выводу, что монастыри в современном мире нужны, но мнения о цели пребывания в монастырских стенах у ребят разделились. Оказывается, современная молодёжь плохо осведомлена о том, что такое – монастырь. Большинство студентов считают, что в монастыре можно скрыться от трудностей реальной жизни. Но так ли это на самом деле?  

Ответ на этот вопрос разъяснил священник Георгий Машлякевич, объясняя, что люди путают понятие «монах» с понятием заблудившегося, потерявшего себя человека. Первый приходит в монастырь сознательно, второй сбегает от трудностей жизни.

«Монах – это не просто послушник, пришедший в монастырь спрятаться от житейских трудностей. Монах приходит в монастырь по зову души, чтобы служить Богу и ближнему, не отвлекаясь на мирские заботы. Человека не посвятят в монахи, если не увидят в нём стойкости духа», - обращался к студентам батюшка Георгий.

После размышлений и беседы со священниками молодые люди всё-таки пришли к убеждению, что монах – это сила духа. «Как учёный вносит свой вклад в науку, так монах – силу в духовное развитие общества и самого себя», - пояснили свой вывод студенты.

Заканчивая работу мастерской, Наталья Владимировна обратилась к студентам словами батюшки Амвросия Оптинского: «Живите, как колёсико, лишь одной точкой соприкасаясь с землёй, а остальное у вас всё должно стремиться вверх!»

 

Всем знакомо ощущение приятной усталости, которое возникает после увлекательной, качественно выполненной работы. Конференция работала целый день. Студенты трудились, не замечая пролетающих часов, раскрывая интереснейшие темы, делясь полученными в процессе подготовки к конференции знаниями. Ребята работали на творческом подъёме, потому что нравственно-духовные принципы православия всё-таки близки и симпатичны нашей молодёжи. Православное мироощущение - у нас в крови. Не случайно слово «русский» для многих иностранцев является синонимом понятия «православный», что соответствует моральному облику русского народа.

Конференция закончилась. Но работа по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения только начинается. «Чем раньше человечество поймёт, что нравственность – это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем лучше, - говорит Святейший Патриарх Кирилл, - если это поймёт наша молодёжь – мы будем самыми сильными, потому что сила нации – в силе духа».

                                                                                                  Елена Владимирова.

DSC_0723

Последнее обновление 01.12.10 12:48