Мир спасёт красота Христова. Печать
Добавил(а) Administrator   
26.05.11 08:32

По благословлению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия, при поддержке краевой и городской администрации, в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Перми с 9-го по 24-е мая проходил XIII Прикамский народный Собор памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, ключевая тема которого была сформулирована как «Ценности культуры: традиции и современность». В рамках Собора проходили Фестиваль православной культуры памяти святителя Стефана Великопермского, V краевая научно-практическая конференция «Язык и духовность», молодёжные Кирилло-Мефодиевские чтения, круглые столы, дискуссии, выставки…

 DSC_0015_28.05.11

 

Прикамский народный Собор, который на протяжении нескольких лет ежегодно проводится в столице Пермского края, - это широкомасштабный общественный форум, объединяющий различные силы – общественности, государственных управленческих структур, Русской Православной Церкви, деятелей науки, образования и культуры. Он объединяет всех тех, кому дорога идея славянского братства, кто любит отечественную историю, кто знает и чтит культуру и духовные традиции России. Цель Собора - донесение до людей красоты и бесконечного богатства христианской культуры, сохранение ценностей русской культуры в современном мире, укрепление духовно-нравственного потенциала российской науки.

 

Пленарное заседание XIII Собора проходило 17 мая в большом зале Пермской краевой филармонии. Соборяне заслушали выступления представителей краевой власти: Карпушина Н.Я. - министра образования Пермского края и Новичкова Н.В. - министра культуры и массовых коммуникаций Пермского края.

Министр образования напомнил о том, что в Российское образование входит новая программа «Основы религиозной культуры и светской этики», которая и станет курсом духовно-нравственного воспитания учащихся России. При этом он уточнил, что решение проблемы нравственного воспитания нового поколения заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы во всех образовательных учреждениях страны.

Министр культуры, в свою очередь, пояснил, что политика, которую реализует его команда во главе с губернатором Пермского края О.А. Чиркуновым, основана на том, чтобы каждый человек осознал свою ответственность и огромную роль в общем деле развития культуры в Пермском крае и как можно активнее раскрывал свои творческие способности.

С докладом «Русская культура как явление» выступил Сыромятников О.И., преподаватель кафедры теологии ПГУ, кандидат филологических наук, председатель Пермского отделения Всероссийского общества по изучению жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Диакон Геннадий Вихарев, преподаватель Пермской Духовной Семинарии, секретарь Епархиальной архитектурно-искусствоведческой комиссии прочитал доклад «Христианские ценности в современной культуре».

Живая нить культуры.

Пожалуй, наиболее актуальным, приближённым к проблемам современной культуры было выступление режиссёра, тележурналиста, продюсера Варвары Владиславовны Кальпиди. На реальных примерах из жизни творческого сообщества Перми она рассказала о том, как помогают творчеству людей православные ценности и стремление к высоким идеалам.

Имя талантливого дизайнера Елены Стариковой, ставшее брендом, известно далеко за пределами Перми. Так называемый православный дрес-код, вызвавший шквал неприятий и обсуждений в СМИ, для неё совсем не то, что представляют себе журналисты (юбка в пол и платочек, завязанный под подбородком). Православный дрес-код для Елены - это совершенно естественное стремление людей выглядеть достойно и элегантно. Есть у Елены коллекция, пошитая для фестиваля «Красное платье». Тот гардероб, который она предлагает православным, - это красивая, элегантная одежда, которая всегда выгодно отличала именно русскую женщину.

Каждый дизайнер знает, что одежда, носимая человеком, отражает его внутренний мир и влияет на его внутреннее состояние. Ещё более на внутреннее состояние человека и на его внешний облик влияет среда, в которой человек находится. И если среда агрессивна и унизительна для человеческого достоинства, то изменяется и облик человека.  

Обнищание современной культуры, которая стала почему-то восприниматься некоторыми художниками вне идеи, вне души и вне религии, прослеживается и в неприглядном внешнем облике Перми. А внешний облик Перми создают дизайнеры, которые, почему-то, о целесообразности своих творений и эстетическом удовольствии для нормального человека предпочитают не вспоминать. «Пародии на пермскую деревянную скульптуру в виде красных деревянных человечков или огрызок яблока у библиотеки Горького, высмеивающий известные библейские события, мрачные ангелы в окнах домов или писающие мальчики возле остановочных комплексов, - перечисляла Варвара некоторые «причуды нынешних изобретателей по части дизайна», - Всё это формирует среду обитания пермяков и создаёт идеологический фон, в котором творить нечто прекрасное становится трудно».

DSC_0045_28.05.11

Есть в столице Пермского края немало людей, которым правильно ориентироваться в пространстве помогает  сумма внутренних убеждений, основанная на вере и заботе о человеке. Таким, по словам Варвары, является Сергей Маленко, которому за недолгое время работы в городской администрации удалось открыть стрит-парк, преобразить сквер имени Гайдара и провести «зелёную линию», которая связывает воедино достопримечательности в центре города Перми.

В сфере телевидения и кино трудятся неприметные, но талантливые православные авторы. Благодаря историко-документальному фильму Аллы Мингазовой «Огнь пылающий», показанному в Москве и удостоенному специального приза, многие узнали о духовном подвиге архиепископа Андроника, руководившего когда-то Епархией Перми.

Когда-то в одном из интервью Варвара задавала ученицам православной гимназии вопрос, не смеются ли над ними за то, что они не такие как все, за их непохожий на других внешний облик? На что девочки отвечали, что, наоборот, завидуют, говорят, что у них, хотя бы, не матерятся и не курят. «Всегда были и будут среди нас люди, которые не понимают скабрезных шуток, не выносят мата, стремятся жить в духовной чистоте. Они любят классическую музыку, любят стихи, любят рисовать красками, вышивать крестиком и гладью. Они – романтики, им неуютно в мире сквернословия и пошлости», - говорила Варвара о людях с особым устроением души, которые находят единомышленников в православном сообществе, где эти ценности охраняют и воспроизводят.

«Яблоко раздора».

Вторая часть пленарного заседания была посвящена дискуссионным прениям, обсуждению насущных проблем, которых в современных системах культуры и образования накопилось великое множество. Соборяне имели возможность услышать ответ из уст первых лиц краевых управлений образования и культуры. Так, во всяком случае, планировалось. Но отвечать за «грехи» хромающих систем пришлось одному министру культуры. Министр образования, покинув зал заседания по непонятным причинам, за дискуссионный стол не вернулся, хотя к нему у присутствующих накопилось больше всего вопросов. Таким образом, весь шквал огня общественного негодования пришлось принять на себя министру культуры.

Прения развернулись вокруг всё тех же деревянных красных человечков, нелепо пристроившихся у здания филармонии, и надкусанного яблока, возлежащего у областной Пермской библиотеки, вызывающих среди пермяков осуждение и недовольство. «Наш враг – равнодушие. Мы не хотим, чтобы люди были равнодушны к окружающей действительности, - пытался объяснить присутствие авангардной скульптуры на улицах города руководитель министерства культуры, - Может быть, мы и позволяем себе немного лишнего, но всё это лишь для того, чтобы человек вышел из своей скорлупы, из-за железной двери. То, что надкусанное яблоко вызывает столько противоречий, на самом деле – очень здорово. Обращаясь к провокационным явлениям современной культуры, люди раскрываются и начинают выражать свою точку зрения. Может быть, после этого они начнут более глубоко ценить другие проявления искусства».

Отчасти принимая точку зрения министра, но сравнивая серую, малопривлекательную Пермь с другими  культурными столицами России, такими как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, один из представителей епархиального управления предложил представителю власти: « Может, действительно, нашим горожанам и нужна какая-то встряска, но эта провокация могла бы носить не негативный, а позитивный характер. Произведение искусства может быть инновационным, но позитивно восприниматься. То, что имеется сейчас на улицах города, вызывает, в основном, протест. А почему нельзя сделать наоборот? Раскрыть в каком-нибудь памятнике необычные черты, чтобы люди действительно задумались и удивились, почему раньше они этого не замечали?»

 Александр Альтмарк, заведующий духовным образованием Пермского края в защиту министра культуры сказал, что произведение искусства каждый читает по-своему. Один видит в надкусанном яблоке образ отрицательного гостеприимства, другому оно служит напоминанием о том, что со вкушением яблока началось падение человека.

«Древо познания добра и зла – тоже источник знаний. Ищите варианты! Боритесь со мной, только не будьте равнодушны!» - призывал к активной деятельности соборян глава Министерства культуры Пермского края.

 DSC_0047_28.05.11

Смысл прошедшего XIII Собора наиболее точно можно сформулировать высказыванием Ф.М. Достоевского «Мир спасёт красота Христова». Что такое Христова красота? Это мир истины, гармонии и добра, преображающий человека к лучшему, делающий его счастливым. Многовековой опыт мировой культуры свидетельствует о том, что критерий подлинности искусства не изменился со дней творения мира.  Подводя заседание Собора к завершению, Александр Альтмарк пояснил: «Христианская культура – это идея переноса в мир Божией благодати, а Бог – это источник блага, мудрости и красоты. Задача человека – усваивать и пропускать эту благодать. И не важно, что воспроизводит человек: произведение искусства, мысль, дело, – всё должно быть наполнено этим светом. Когда человек живёт в сотворчестве с Богом, его творения преобразовывают мир».

 

                                                                                                                  Елена Владимирова.

Последнее обновление 30.05.11 11:49