За круглым столом –о вопросах религиозной культуры Печать
Добавил(а) Administrator   
31.08.12 09:34

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Соликамского 29 августа в помещении школы № 11 города Чайковского, в рамках педагогической конференции проводимой Управлением общего и среднего образования администрации Чайковского муниципального района, состоялся круглый стол для директоров школ района  и их заместителей по учебной и воспитательной работе, на котором поднимались вопросы по преподаванию нового школьного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Предмет вводится во всех российских общеобразовательных школах, как обязательный, в наступающем учебном году. Организационно-методическую беседу с руководящим составом школ города Чайковского: директорами и завучами - специалистами по учебно-воспитательной работе провёл Александр Владимирович Вертинский – декан исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат исторических наук. На заседании присутствовал помощник благочинного храмов Чайковского округа священник Иоанн Зылёв.

DSC_404129.08.2012 

Начиная разговор о предмете, Александр Владимирович рассказал предысторию возникновения курса «Основ религиозной культуры и светской этики».

В 2008 году Всероссийский Центр изучения общественного мнения провёл социологический срез 79 регионов страны с целью выяснения, как население России оценивает уровень духовности общества. Из опроса выяснилось, что общество давно бьёт тревогу: духовность упала на очень низкий уровень. Население России отчётливо осознавало, что вместе с духовностью стала исчезать и нравственность.

Как считают социологи, духовность – это важный показатель здоровья общества. То, что общество нужно спасать, и спасать, как можно быстрее, становилось очевидным.

Как известно из истории, нравственность появляется тогда, когда общество, желая сохраниться, налагает на себя некие запреты. А запреты на безнравственные деяния, как известно, проповедует религия. Самосохранение общества – это важнейшая функция религии. Религия, в светском понимании, возникает тогда, когда общество начинает осознавать, что оно должно себя сохранить.

Серьёзно задумавшись над этими вопросами, правительство России в 2009 году, посовещавшись с представителями педагогической общественности и представителями религиозных конфессий, приняло решение включить в федерально-образовательный стандарт предмет по духовно-нравственной культуре.

Поначалу предмет пробно ввели только в нескольких регионах страны. Пермский край в состав этих регионов, по некоторым причинам, не попал.

Ознакомив чайковских педагогов с результатами эксперимента, Александр Владимирович пояснил, какие цели должен преследовать новый школьный предмет. По словам педагога, кроме прививания детям духовно-нравственных основ, он должен формировать уважительное отношение к религиозным символам тех религий, на которых базируется современная нравственность.

Самая распространённая религия в России –

православие.

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» состоит из шести модулей. Как уточнил Александр Владимирович, учащиеся и родители из предлагаемых модулей имеют право выбрать наиболее для них актуальный, а школа обязана предоставить педагога для преподавания этого предмета.

Ознакомив коллег с каждым из шести предлагаемых модулей курса, Александр Владимирович охарактеризовал содержание разработанных для них учебников, высказав мнение по поводу каждого из них.

Поскольку в нашей стране одной из выдающихся традиционных религий является православие, особое внимание было уделено содержанию учебника «Основы православной культуры».  Александр Владимирович рассказал о достоинствах этого учебника.  По словам педагога, автор учебника - известный православный публицист, протодиакон Андрей Кураев, работая над изданием, стремился вложить в сознание детей уважительное, священное отношение к основным ценностям православной религии и веры. Священник нашёл такие слова, которые вызывают у детей ответное чувство уважения и стремление следовать тем нравственным ценностям, которые проповедуются православным христианством.«Насколько эти ценности станут внутренним состоянием человека, зависит от двух обстоятельств: от личности самого учителя, от его степени веры в то, что он говорит, и от профессионального мастерства педагога, от его способности максимально понятно излагать мысли»,- указывал Александр Владимирович на то, какими духовными качествами и способностями должен обладать педагог, преподающий «Основы православной культуры».

 DSC_403229.08.2012

В Чайковском имеется опыт преподавания

«Основ православной культуры»

В ходе работы круглого стола выяснилось, что актуальность нового предмета ни у кого не вызывает сомнений. Сомнения возникают только по организации преподавания предмета. В школах практически нет пока квалифицированно подготовленных по данной дисциплине учителей.

В процессе беседы выявилось множество вопросов, которые волнуют руководящий состав общеобразовательных школ. Педагоги говорили о наболевших вещах, об общественных проблемах.

Например, педагогов интересовало, почему преподавание предмета начинается с четвёртого класса, ведь основы воспитания закладываются с раннего детства, а не тогда, когда наступает переходный возрастной период. По мнению учителей, воспитать нравственные качества в ребёнке одним курсом и таким малым количеством предметных часов практически невозможно.

Несколько прояснили обстановку присутствующие на заседании священник Иоанн Зылёв и Марина Владимировна Русинова- директор гимназии № 9, в которой уже в течение трёх лет практикуется преподавание «Основ православной культуры». Преподаёт предмет священник Иоанн Зылёв. Изучение предмета в гимназии учениками начинается с первого класса. Отец Иоанн поделился опытом преподавания «Основ православной культуры» с учителями.

В свою очередь, директор гимназии рассказала, как она решает проблему выбора модуля с родителями и учениками. Марина Владимировна ведёт разъяснительные собеседования с родителями, на которых объясняет, какими возможностями обладает её учебное заведение, и для чего служит данный предмет.

DSC_4029_29.08.2012_

В рамках предмета планируется

социальная деятельность.

Объясняя назначение новой школьной дисциплины, Александр Владимирович рассказал о том, в какой форме разработчики данного курса предлагают вести преподавание. Как полагают авторы учебников, ограничивать обучение только их содержанием, будет неправильно. Предполагается широкая внеклассная работа: экскурсии, встречи с представителями религиозных конфессий, и, самое главное, предлагается, в рамках этого предмета развивать социальную практику, помогающую детям формировать нравственные навыки. Авторы учебников очень надеются на то, что в ходе изучения этого предмета дети будут делать добрые дела: помогать старикам, больным, сиротам.

Активизируя внимание на проектной социальной деятельности, Александр Владимирович сообщил, что в каждом учебнике имеется примерная тематика проектов, которые дети должны будут приготовить совместно с родителями. Реализацию этих проектов или их демонстрацию планируется осуществлять на совместных уроках.  На этих уроках ученики будут рассказывать о своих микроисследованиях, например, о религиозных традициях в своей семье, или о родословных своих родителей, или о добрых деяниях людей нашего края.

«Если бы наши дети под руководством классного руководителя почаще творили бы добрые дела, то, может быть, и нравственные установки, о которых говорится в учебниках, стали бы их собственными, - говорил Александр Владимирович, размышляя о перспективах воздействия нового предмета на учеников, -  Если умный, профессиональный педагог, работая с детишками, будет вкладывать в них основные установки нравственности, а дальше – практика, и к этой практике ещё будут приплюсовываться обществоведческие теоретические курсы, тогда, может быть, задача формирования нравственной личности будет реализована».

 

                                                                                                               Елена Владимирова.

Последнее обновление 04.09.12 06:12