Блаженная Матрона: «… Я буду вас видеть и слышать, и помогать вам» |
![]() |
![]() |
![]() |
Добавил(а) Administrator |
08.03.24 12:20 |
В день памяти обретения мощей святой праведной блаженной старицы Матроны Московской, который в високосный 2024 год приходится на 7 марта, в Свято-Троицком храме Чайковского благочиния совершилось соборное богослужение, по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского. Божественную литургию и молебен святой Матроне Московской совершил благочинный храмов Чайковского городского округа, протоиерей Георгий Машлякевич. Ему сослужили: иерей Иоанн Зылёв, иерей Игорь Кузнецов, иерей Сергий Казанцев, иерей Роман Лесников, диакон Валентин Шлемов. Чайковская святыня Духовенство и прихожане молились Матроне Московской перед местночтимой святыней - иконой с частицей мощей святой блаженной старицы. Икона обрамлена серебряной с позолотой ризой и украшена ювелирными каменьями. Этот образ настолько дорог приходу, что день памяти Матроны Московской в Свято-Троицком храме негласно считается вторым престольным праздником. Перед иконой, которую без преувеличения можно назвать чудотворной, почти всегда стоят живые цветы. Чайковская святыня объехала практически весь Пермский край, не раз бывала и в столице Прикамья. Молва о помощи, получаемой людьми от обращения к этому образу святой блаженной праведницы, распространялась и распространяется от поселения к поселению, из уст в уста. Получая помощь по своим молитвам, люди делятся радостью с другими. Кто-то исцеляется от болезней, кто-то обретает семейное счастье, но, пожалуй, чаще всего, как отмечают священники, по молитвам к блаженной Матронушке, у отчаявшихся увидеть наследников родителей наконец-то рождаются долгожданные дети. Икона Матроны Московской появилась в Свято-Троицком храме в 90-е годы, когда храм только-только открылся для посетителей. Привезла её из Москвы и подарила новому храму одна из жительниц Чайковского. Простая, казалось бы, ничем не примечательная икона не имела поначалу ни драгоценного обрамления, ни частицы мощей святой старицы, но к ней потянулись люди, стали молиться и просить у блаженной Матронушки помощи, и к великой радости прихожан их просьбы, чаяния и желания начали исполняться. Вот тогда-то в благодарность за содеянное люди стали приносить и увешивать икону ювелирными изделиями из золота и серебра – кольцами, серьгами, цепочками и т. д. Богатство копилось и нарастало. Все эти драгоценности было решено переплавить и изготовить для иконы красивую ризу. Мастер-ювелир трудился над изготовлением уникального обрамления для святыни семь месяцев. По словам духовенства, все эти принесённые в дар Матронушке драгоценности, являются ярким свидетельством и доказательством существующей между старицей и современными людьми чудо творящей Божественной связи, осуществляемой благодаря глубокой вере в силу молитвы и Божий промысел. Суровые времена рождают сильных людей По окончании Божественной литургии и молебна святой праведной блаженной старицы Матроны Московской к прихожанам обратился с проповедью благочинный храмов Чайковского городского округа, протоиерей Георгий Машлякевич. Сердечно поблагодарив всех за молитву, он поздравил паству с великим событием - днём памяти обретения мощей святой старицы. Это событие, по словам отца Георгия, напрямую связано и с городом Чайковским, так как здесь находится местночтимая икона Матроны Московской с частицей её мощей, по молитвам к которой приходит помощь к людям. Отец Георгий напомнил, какие трудные, порой нечеловеческие испытания выпали на долю слепой, физически беспомощной женщины, которая в суровые для нашего Отечества времена гонений на Церковь, войн и революций, оказалась настолько сильна духовно, что сама, несмотря на лишения и гонения, помогала людям, став им надеждой, утешением, опорой, примером сохранения и укрепления православной веры. «Поблагодарим Бога за то, что Он посылает нам помощь через таких людей, которые приходят в этот мир, чтобы совершить некую миссию – духовно нас поддержать, - произнёс отец Георгий, обращаясь к пастве. - И пусть жизнь Матроны Московской будет для нас уроком. Пусть Господь вразумит нас, чтобы и мы научились видеть так, как Матрона, - видеть, что для нас есть главное в жизни. Чтобы мы помнили: если Бог будет на первом месте, всё остальное будет на своём месте». «Все, все приходите ко мне…» Матрёна Дмитриевна Никонова (а именно так звали блаженную) родилась в 1885 году (в некоторых источниках – в 1881 году) в Тульской губернии в простой деревенской семье. Родители её — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей. Мать Матроны решила отдать будущего ребёнка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Ещё не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребёнка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила своё «дитя несчастное». О богоизбранности девочки свидетельствовало и то, что при крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего лёгкого дыма. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлён: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Матрона была не просто слепая, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Ещё в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания, прозорливости, чудотворения и исцеления больных. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, люди оставляли её родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала её главной кормилицей. До современников дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России». На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у неё способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия». До конца дней своих Матрона была «сидячей». И сидение её — в разных домах и квартирах, где она находила приют, — продолжалось ещё пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, считая, что он дан ей от Бога. В 1925 году Матрона перебралась в Москву, в которой прожила до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трёх десятилетий в Москве, она совершала духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Москву блаженная очень любила, говорила, что «это святой город, сердце России». Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию, Михаил стал сельским активистом. Понятно, что присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру православную, становилось для братьев невыносимым. Они опасались репрессий. Жалея их, а также стариков родителей, матушка и переехала в Москву. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. Когда началась Великая Отечественная война, Матрона также поддерживала людей, вселяя в них надежду на победу. Она могла духовно присутствовать в различных местах, для её духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к её спасительным Таинствам. Помощь её людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала. О её огромной любви к людям, несмотря на все страдания и лишения, говорят и слова блаженной незадолго до её благой кончины: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». 2 мая 1952 года блаженная отошла ко Господу. Обретение мощей святой Матроны произошло в ночь на 8 марта 1998 года, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была вскрыта её могила, а мощи доставлены в Данилов монастырь Москвы. Оттуда их затем перенесли в Покровский храм столичного Покровского монастыря, где они были помещены в серебряную раку. 2 мая 1999 года блаженная Матрона была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Матрона Московская была причислена к лику общецерковных святых. Матрона Московская посвятила Богу всю себя. Все, кто её знал или видел хотя бы раз, отмечали тепло и доброту, которыми буквально лучилась святая. Поклониться мощам блаженной Матроны в Покровский монастырь столицы до сих пор ежедневно приходит множество верующих. Из выводов, что делают о блаженной старице современники, следует: Матрона Московская была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием её напряжённой духовной жизни. Природа её подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.
Елена Владимирова. |
Последнее обновление 08.03.24 14:12 |