Призванный быть сердцем села… |
Добавил(а) Administrator |
29.06.24 13:01 |
Величественному храму Святой Троицы села Дуброво – самому старейшему из всех храмов Чайковского благочиния 7 июня 2024 исполнилось 187 лет. Храм является памятником культуры Пермского края. 24 июня в День Святого Духа приход храма отметил престольный праздник. Божественную Литургию совершил настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Геннадий Ламекин в сослужении диакона Валентина Шлемова по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия митрополита Пермского и Кунгурского.
Отец Геннадий поздравил прихожан с праздником Святой Троицы, Святого Духа и престольным торжеством, и пожелал, чтобы благодать Святого Духа освятила каждого, кто стремится к духовному преображению. «Дай Бог, чтобы Господь, видя наше желание быть с Богом, наше смирение, скромность и кротость, наши устремления, труды и дела милосердия, послал нам Духа Святаго и коснулся Своею благодатью наших открытых Ему сердец, - произнёс отец Геннадий, обращаясь к пастве. - Когда мы очищаем сердца от греха скверны, приходит Дух Святой, которым всё живёт и дышит, и тогда человек становится душой живою. В том и состоит задача всей жизни человека – в стяжании благодати даров Святаго Духа. Именно Духом Святым мы и спасаемся». Хранитель тайн глубокой старины… Первые сведения о наличии в поселении (Дуброво) церкви датируются серединой 17-го века. С 1616 года поселение упоминается как «село Троецкое, что на Дуброве». По данным историков-краеведов церковь в селе Дуброво строилась пять раз. Три первые - деревянные церкви сгорели, причём вторую подожгли пугачёвцы в 1770-х годах, четвёртую, также построенную из дерева, разобрали из-за ветхости, и только пятая, возведённая из камня, сохранилась до наших дней. «Строгое величественное здание, напоминающее корабль, окружено огромными старыми тополями. У входа в церковную ограду, огороженную ажурным металлическим забором, стоят две маленькие превратные часовни» - так описана церковь в ведомостях Пермской Епархии 1909 -1911 гг. Церковь имела купол и колокольню. Колокольня, по словам старожилов, была настолько высока, что её было видно с Малиновой горы, когда идёшь пешком из села Елово. О церковной службе возвещали 12 колоколов. Голос самого большого колокола был слышен за 7 км в округе. Каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с приделом Богоявления Господня был заложен 7 июня (по старому стилю) 1837 года с разрешения архиепископа Аркадия. Строился он 12 лет на деньги церкви и прихожан в стиле позднего классицизма по плану, выданному губернским архитектором Мейснером. Имена потрудившихся над возведением святыни навсегда вписаны в историческую летопись села Дуброво. Большой вклад в строительство храма внёс священник Михаил Григорьевич Пепеляев. В течение 24-х лет священства он много потрудился для церкви и паствы. В 1837 году отец Михаил открыл домашнее училище для крестьянских детей, которое в течение 6 лет содержал на свои средства. Погребён при местной церкви. Кирпичи для нового каменного храма подрядился делать крестьянин Белоусов, выходец из деревни Кругловой Нижегородской губернии. Иконостас изготовили и поставили крепостной Дмитрий Барышников и отпущенник Афанасий Орлов из Пензенской губернии. Ими же были написаны 15 икон, выполнены другие живописные изображения и сделана резьба. Купола, карнизы, шпили, маковицы и кресты изготовил Антон Щолупов – государственный крестьянин из Владимирской губернии. В двадцатом богоборческом веке церковь несколько раз закрывали и вновь открывали. В 1961 году сломали колокольню. Иконы были увезены в Осу, обратно их уже не возвратили. Для сноса колокольни были наняты рабочие – татары, за это им отдали 1800 рублей. Колокольню пришлось ломать долго, кирпичи были настолько крепки, что не поддавались разлому. Церковь строилась на совесть, на века, с применением существующих в то время «натуральных» технологий - в раствор для кладки кирпичей для большей крепости были добавлены сырые яйца. С годами старинный Дубровский храм пришёл в запустение. Какое-то время здесь хранилось колхозное зерно. В 1970-80 годы церковь была отдана под сельповский склад, который существовал до 1990 года. Возвращение церкви Пермской Епархии случилось в 1989 году, после чего восстановление храма пришлось начинать с нуля. В марте 1993 года храм, как и его деревянные предшественники, пострадал от пожара, который оставил после себя голые стены, уничтожив внутреннее убранство. Дубровцам удалось спасти лишь иконы, эвакуировав их в дом культуры. И снова после случившейся трагедии прихожанам пришлось по крохам восстанавливать свой храм. Те же старушки опять обивали пороги предприятий и организаций, и несли из своих небогатых запасов утварь и рукоделия для украшения святыни. Дубровцы по мере сил благоустраивали Троицкий храм, с благодарностью принимая любую лепту, пожертвованную на его восстановление. Труды по восстановлению святыни возглавил священник Олег Батуев. Имея мирную профессию строителя, отец Олег, не покладая рук, делал в будни посильную работу, а в воскресенье и по праздникам совершал богослужения. Затем на служение в храм был назначен священник Виктор Кочев. С помощью местного населения отец Виктор закрыл церковную крышу, уничтоженную пожаром. А также напилил тёсу на пилораме и выстелил пол внутри помещения. В 2005 году отца Виктора перевели в Большую Усу. Богослужения начал вести настоятель храма Петра и Павла села Елово священник Геннадий Ламекин. Сокровищу – блистать, не меркнуть! И сегодня Дубровский храм-исполин, призванный быть гордостью и лицом села, переживает нелёгкие времена. Он остро нуждается в реставрации. Проблемы у храма серьёзные. В кровле, повреждённой ураганом, образовались дыры, через которые вода свободно проникает внутрь здания, стекая ручьями по стенам и разрушая корпус святыни. Дубровцы всем селом собирают деньги на ремонт крыши. На материалы, чтобы покрыть повреждённую часть кровли, собрано 104 тысячи, но на то, чтобы осуществить кровельные работы, средств не хватает. Содержание такого большого храма немногочисленным местным жителям даётся непросто. Своими силами дубровцам это сделать практически невозможно. Храм открывается для прихожан раз в две недели и в православные праздники. По словам прихожан, в людях за годы советской власти выработалось стойкое неприятие религии. «Нас столько лет отучали от церкви, - сетует председатель Совета ветеранов села Дуброво Мария Геннадьевна Чупеева, - и теперь только воспоминания о молящихся бабушках приводят людей в храм, мы приходим сюда, чтобы отдать дань памяти своим усопшим родителям». Храм держится благодаря трудам и заботам двух немолодых уже женщин - Екатерины Дементьевны Ермаковой и Веры Фёдоровны Мальцевой. Великие труженицы очень переживают за своё сокровище: не считаясь ни с чем, в любую погоду идут в храм и наводят порядок. На субботники приглашают они и односельчан, которые (в основном это такие же пожилые женщины) с радостью им во всём помогают. Прихожанки делают всё возможное, что им по силам. По возможностям благоустроен и придел храма, освящённый в честь Богоявления Господня. В помещении перекрыт гипсокартоном потолок, покрашен пол, побелены стены и немного обновлён алтарь, а на остальное, как признаются дубровцы, средств не хватило. Главное помещение храма – большое, просторное, устремляющееся ввысь, над которым сияет золотом новый внушительных размеров купол с крестом, установленный на средства благотворителей, по-прежнему находится в своём «первозданном» виде, не тронутом руками реставраторов. С обветшалых стен смотрят на прихожан полустёртые временем фрески, изображающие фрагменты из Священного Писания. Место иконостаса занимают почерневшие, много повидавшие на своём веку иконы, хранящие тайны нескольких поколений молитвенников. Впрочем, такие шедевры старины встречаются по всему периметру храма. По мнению дубровцев, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки – начать, наконец, целенаправленное, поэтапное и продуктивное восстановление святыни, нужен сильный руководитель, лидер, который возьмёт на себя ответственность за всю организаторскую работу по написанию проектов, поиску меценатов и привлечению финансовых средств. Испокон веку на Руси храм являлся лицом села, своей ухоженностью, красотой и убранством свидетельствуя о духовной силе его посещающих. Верится, что так будет и с храмом Святой Живоначальной Троицы славного своей историей села Дуброво, где проживают добрые, светлые, гостеприимные, умелые, трудолюбивые люди. Елена Владимирова.
|
Последнее обновление 15.07.24 22:38 |