«Постное время светло начнем…» |
![]() |
![]() |
![]() |
Добавил(а) Administrator |
04.03.25 09:42 |
По благословению Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, 2 марта, в последний день перед Великим постом в храме Святой Троицы Чайковского благочиния было совершено вечернее соборное богослужение с особым чином прощения, который совершается один раз в год накануне наступления святой Четыредесятницы. Во время вечерни пелись стихиры и песнопения, в которых говорилось о том, что истинный духовный пост заключается не в отказе от пищи и питья, а во внутреннем сосредоточении. Священнослужители творили земные поклоны перед напрестольным Крестом, иконами Спасителя и Богородицы и взаимно испрашивали друг у друга прощения, после чего обратились с просьбой о прощении и к прихожанам. В ответ на покаяние духовенства и прихожане, прикладываясь ко Кресту и иконам, по очереди испрашивали прощения у священнослужителей. Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на период поста иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряжённой молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе. Поскольку пребывание в пустынях было сопряжено со множеством опасностей, не всем из ушедших пустынников суждено было вернутся в родную обитель живыми. Поэтому перед тем как покинуть монастырь, они просили прощения как перед смертью. Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа. С поучением о христианском проведении поста к прихожанам обратился клирик Свято-Троицкого храма священник Роман Лесников. Он посоветовал не только воздерживаться от скоромной и излишней пищи, но и попоститься постом информационным – отказаться от просмотра телепередач и перелистывания ленты смартфонов. Особое внимание отец Роман уделил правилам взаимного прощения, напомнив о том, что в первую очередь следует просить прощения у тех, кого человек действительно обидел, а не превращать эту благочестивую традицию в формальность. Чтобы донести, насколько сильна должна быть степень прощения, отец Роман привёл в пример проповеди святых отцов Церкви. Владыка Антоний Сурожский в одной из своих бесед о прощении сказал: «Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: «Когда придёт Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи!» У святого праведного Иоанна Кронштадтского есть такое наставление: «Ближнего надо ещё более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать, и помолиться о нём и приложить к его сердцу целительный пластырь — слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви». Святитель Игнатий Брянчанинов поучает: «Когда от души простишь всем ближним согрешения их: тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нём всё человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве». По слову святых отцов, прощение необходимо, чтобы приступить к Великому посту с доброй душой, чистым сердцем и полностью сосредоточиться на духовном очищении. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», - читается в Евангелии на Литургии в Прощёное воскресенье. В этом, по словам духовенства, и заключается смысл поста – найти своё сокровище во Христе и с желанием устремить туда своё сердце. Елена Владимирова. |
Последнее обновление 04.03.25 09:52 |